- Майолика
-
МАЙО́ЛИКА (итал. Maiolica от Majolica — старого названия о-ва Мальорка / Майорка в Средизем. м., через к-рый в Италию поступали произв. исп. и мавританской керамики) — 1) Итал. керамич. изделия 15—17 вв. с цв. пористым черепком и сюжетной росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури (продукция керамич. мастерских Флоренции, Фаэнцы, Сиены, Урбино и др. гор.). Итал. майоликовая живопись (портреты, фигуративные композиции на декор. посуде и т. д.) и скульптура сближаются с произв. станкового иск-ва (изделия семейства делла Роббиа) и носят самостоят. характер.
2) Изд. из цв. обожженной глины, покрытые глазурью; для них характерны текучесть силуэтов, контрастность цветов, массивность, яркий блеск глазури, световые блики. М. зарождается на Бл. и Ср. Востоке (Египет, Вавилон, Персия), распространяется в европ. странах (Испания, Франция, Германия). В России известна с 11 в. Расцвет М. приходится на 17 в. В Ярославле и Москве она используется в осн. как архит. декор (порталы, наличники, фризы, изразц. печи). В 18 в. изделия с монохромной росписью по белому фону выпускал з-д Гребенщикова в Москве, с полихромной — мастерские Гжели. В кон. 19 — нач. 20 в. произв. М. создавали М. Врубель, В. Васнецов, А. Головин, С. Малютин; в архитектуре модерна М. широко используется в отделке фасадов и интерьеров, известны иконостасы из М. (собор свв. Петра и Павла в Петергофе, арх. И. Султанов). Для совр. М. хар-ны новые пластич. и живоп. решения массы, глазури, эмалей (произв. Ф. Леже, П. Пикассо — Франция, И. Ефимова — Россия), использование М. в изделиях керамич. з-дов, в оформлении зданий, станций метрополитена и др.
Майолика. Рукомойник. 18 в.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.